Учебно-методические разработки

Краткие аннотации некоторых учебных пособий , разработанных на кафедре:

               


1. Формирование физической культуры у студентов.


Учебное пособие содержит теоретический и практический материалы по разделам программы «Физическая культура» для высших учебных заведений. Освещены теоретические вопросы, формирующие мировоззренческую систему научно-практических занятий и отношение к физической культуре; валеологические, гигиенические и психологические аспекты физического воспитания студентов; даны методико-практические рекомендации, способствующие овладению методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. Предназначено для студентов вузов РФ. 

Авторы:

  • к.п.н. профессор Суровицкий В.Б.

Содержание

  • Предисловие.
  • Введение.
  • Теоретические аспекты физического воспитания студентов.
  • Основы здорового образа жизни студентов.
  • Гигиена в физической культуре.
  • Развитие психомоторных и познавательных способностей в процессе физического воспитания.


2. Общая физическая и спортивная  подготовка студентов.

Учебное пособие подготовлено на кафедре ФВиС Пензенской государственной технологической академии и предназначено для изучения дисциплины «Общая физическая и спортивная  подготовка».

Авторы:

  • ст.преподаватель Ефанов Н.Г.
  • ст. преподаватель Мельникова Г.В. 

Содержание:

  • Введение:
  • Физическая культура как вид общей культуры
  • Физическая подготовка и ее сущность.
  • Сущность физической тренировки.
  • Формы занятий физическими упражнениями.
  • Спортивная подготовка, ее цель и задачи
  • Методы тренировки
  • Воспитание физических качеств  студентов
  • Организация физического воспитания в вузе


3.Основы развития физических качеств у студентов.

Учебное пособие раскрывает понятие о физических (двигательных) качествах, показывает характеристики проявления двигательных возможностей человека и пути увеличения адаптационных резервов организма при регулярных занятиях физической культурой. Акцентируется внимание на том, что для эффективного

практического применения методик развития физических качеств необходимо иметь общее представление об

основах их развития и совершенствования, о физиологических биохимических механизмах обеспечения

мышечной деятельности человека.

Учебное пособие содержит практические рекомендации по применению программ физической подготовки,  ориентиры физического развития и физической подготовленности, данные о физических нагрузках, что

позволит студентам, опираясь на них, не только успешно подготовиться к сдаче зачета по физической

культуре, но и использовать физические упражнения в повседневной жизни.

Авторы:

  • ст. преподаватель Силаев В.А
  • доцент Мельникова Г.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Биологические основы двигательной активности.
  • Развитие быстроты.
  • Развитие выносливости.
  • Сила и методы ее развития.
  • Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за ними.


4. Особенности развития физических качеств подростков средствами баскетбола.

Учено-методические рекомендации содержат материал по развитию специальных физических качеств

баскетболиста, основанный на реализации физической активности, индивидуально приемлемой для

каждого человека. Имеют практическое значение для студентов факультета физической культуры,

учителей школ, преподавателей вузов, тренеров по баскетболу.

Авторы:

  • Ст.преподаватель кафедры  физического воспитания ПГТА Бакина Г.И.
  • К.п.н., доцент кафедры спортивных игр ПГПУ Арчибасова Е.И.
  • К.п.н., доцент кафедры спортивных игр ПГПУ Крапчина М.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Особенности физического развития детей и подростков.
  • Анализ развития физических качеств у подростков.
  • Анализ учебно-тренировочных программ в ДЮСШ по баскетболу.
  • Анализ скоростно-силовой подготовленности детей, занимающихся в спортивных секциях.
  • Методика применения скоростно-силовых упражнений для физического развития подростков 12-14 лет.


5. Коррекция неблагоприятных психоэмоциональных состояний в спорте.

В данных методических рекомендациях представлены некоторые практические разработки ведущих

отечественных и зарубежных спортивных психологов, касающиеся выявления и коррекции неблагоприятных

психических состояний у спортсменов на предсоревновательном и соревновательном этапе подготовки, а также

после не удачного старта, проигрыша.

Авторы:

  • к.п.н., доцент Тиунова О.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Особенности неблагоприятных психических состояний у спортсменов.
  • Простейшие методы профилактики дисгармонии.
  • Коррекция психоэмоциональных состояний.
  • Саморегуляция путем изменения содержания сознания.
  • Аутогенная тренировка.
  • Контроль тонуса скелетной мускулатуры.
  • Целенаправленное изменение направления мыслей.
  • Произвольное изменение содержательной стороны представлений и мыслей.
  • Самовнушение необходимости выдержать психическое напряжение и перенапряжение.
  • Применение специальных дыхательных упражнений.
  • Во время проведения соревнований.
  • Использование специально организованной разминки.
  • Произвольное переключение внимания на раздражители различного эмоционального значения.
  • Использование приемов логики
  • Использование специальных психологических приемов словесного воздействия на психическое состояние.
  • Использование самоприказов.
  • Контроль темпа движений и речи.
  • Сознательное управление лицевыми мышцами.
  • Контроль звучания голоса.
  • Дыхание как средство саморегуляции.
  • После выступлений на соревнованиях.
  • Использование простейших методов с целью восстановления работоспособности.
  • Способы отвлечения.
  • Анализ поражения.
  • Дополнительные рекомендации спортсмену на период предсоревновательной подготовки.
  • Дополнительные рекомендации тренеру.
  • Заключение.


6. Диагностика личностных свойств и психическое состояние у спортсмена.

В данных методических рекомендациях представлено несколько программ психологического обследования спортсменов.

Опыт Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК показывает также, что многие

психологические тесты, используемые в спортивной практике, могут с успехом применятся в консультативной

работе с другими социальными группами, с людьми, ставящими перед собой высоко значимые личные или

общественные задачи.

Авторы:

  • к.п.н., доцент Тиунова О.В.
  • Самохина А.Ю.
  • Гортинская А.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Некоторые особенности проведения психологической диагностики.
  • Программы психологического обследования.
  • Методы исследования.
  • Заключение.


7. Психологическая самоподготовка спортсмена.

В данных методических рекомендациях представлены практические разработки ведущих отечественных

и зарубежных спортивных психологов, направленные на повышение психологической устойчивости,

концентрации внимания, воспитанию волевых качеств и др.

Авторы:

  • к.п.н., доцент Тиунова О.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Обучение релаксации и проведение психомышечной тренировки.
  • Активизирующий и мобилизующий вариант психорегулирующий вариант психорегулирующей тренировки.
  • Использование специальных формулировок самовнушения.
  • Контроль тонуса скелетной мускулатуры.
  • Контроль тонуса мимических мышц.
  • Контроль темпа движений и речи.
  • Специальные упражнения на концентрацию.
  • Волевая подготовка спортсмена.
  • Тренировка уверенности в себе.
  • Тренировка внутренней речи.
  • Использования механизмов идеомоторики во время тренировочных занятий.
  • Заключение.


8.Реализация тренером психолого-педагогических умений.

Свои психолого-педагогические умения тренер реализует практически в разнообразных формах деятельности.

В рамках данной темы мы подробно рассмотрели только три аспекта его деятельности: формирование

«рабочих», эффективных отношений со спортом, обучение спортсменов некоторым полезным психологическим

навыкам, умение оказать экстренную психологическую помощь.

Авторы:

  • к.п.н., доцент Тиунова О.В.

Содержание:

  • Введение.
  • Формирование отношений, обеспечивающих успешность тренировочного процесса.
  • Обучение спортсменов релаксации.
  • Использование специальных формулировок внушения.
  • Экстренная психологическая помощь.
  • Заключение.
Пензенский государственный технологический университет
Адрес: 440039, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11
Телефон: +7 8412 49–54–41, Факс: +7 8412 49–60–86
Электронная почта: rector@penzgtu.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.