Начало 90-х годов - это время коренных преобразований в экономической и политической жизни страны. Вполне естественно, что все эти изменения затронули и систему высшего образования. Уже в 1988-1989 учебном году под его руководством были предприняты первые шаги по реформированию втуза.

В декабре 1989 г. ректором Пензенского завода-втуза стал кандидат технических наук, профессор В.Б. Моисеев Прекрасные организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, энергия позволили новому руководителю активно включиться в процесс реформации высшей школы. Много внимания уделяется им развитию вуза, укреплению материально-технической базы учебных лабораторий и внедрению современных компьютерных технологий обучения студентов. Открыты новые специальности, имеющие большой социальный спрос, успешно развивается дистанционное обучение.

В.Б. Моисеев является действительным членом Международной академии информатизации, награжден нагрудными знаками "Почетный работник высшего образования", "За отличные успехи в работе", имеет почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ". Неоднократно поощрялся руководством областной и городской администраций.

23 августа 1990 совместным приказом Гособразования СССР и Минрадиопрома СССР. № 792/263 организован. Учебно-производственный комплекс в заводе-втузе как центр целевой непрерывной подготовки специалистов.

С 1991 года началось эффективное взаимодействие завода-втуза с учреждениями народного образования и предприятиями-заказчиками, реализуемое в Учебно-производственном комплексе (УПК) института. Это дало возможность координировать их совместную деятельность по подготовке специалистов с целью повышения эффективности учебной и научно-исследовательской работы, апробации и использования результатов научных исследований, организации повышения квалификации работников предприятия и преподавателей, как одной из форм интеграции образования, науки и производства.

На УПК возлагалось:

  • реализация системы непрерывной целевой подготовки и переподготовки специалистов разных квалификационных уровней, в том числе специалистов высшей квалификации для предприятий МРП;
  • повышение квалификации специалистов предприятий МРП;
  • профессиональная ориентация учащихся, рабочих, студентов;
  • пропаганда научно-технических достижений, осуществление обмена опытом в области целевой подготовки специалистов и исследований по этой тематике;
  • осуществление научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельности по разработке и внедрению в промышленность перспективных научно-технических достижений с использованием современных методов организации труда;
  • участие в выполнении государственных целевых и международных научно-технических и гуманитарных программ, включающих гуманизацию и гуманитаризацию инженерного образования, а также отраслевых и региональных научно-технических программ и планов.

Расширение сотрудничества завода-втуза в рамках УПК предполагало:

  • Сотрудничество со школами в форме организации и руководства факультативных классов по изучению математики, физики, информатики и ВТ с целью ранней подготовки к учебе в заводе-втузе, выявления и специализации интересов школьников к техническому творчеству.
  • Сотрудничество с техникумами по согласованию учебных планов, рабочих программ с целью обмена в разные периоды обучения учащихся и студентов в зависимости от уровня их подготовки и успехов в учебе.
  • Сотрудничество с предприятиями в подготовке, переподготовке и повышении квалификации инженерных кадров, проведение специализации студентов в рамках базовой специальности по договорам с предприятиями.
  • Проведение ежегодных конкурсов по профессиональному мастерству с целью подготовки работников предприятий к учебе в заводе-втузе. Выполнение НИР на основе договоров о сотрудничестве или хоздоговоров с привлечением студентов.

В январе 1990 г создан региональный центр новых информационных технологий. На должность его директора был назначен К.Н.Уланов. С этого подразделения ведет свою историю система дистанционного образования . В 1990 г . был осуществлен последний выпуск по специальностям 0501 и 0608. Кафедра "Автоматическое управление и организация производства" была преобразована в кафедру "Периферийные средства вычислительной техники" и Цикл экономических дисциплин (ЦЭД).

С 1991 г. ЦЭД стал кафедрой "Экономическая организация и управление производством", которая после слияния с кафедрой "Социально-гуманитарные науки" преобразовалась в кафедру "Экономические и гуманитарные науки". Заведующим кафедры был назначен кандидат экономических наук, доцент С.Г.Дубик.

19 марта 1990 г. Ученый Совет втуза принял решение об изменении названия выпускающей кафедры "Вычислительные электронные машины" соответственно новому названию специальности 2201 на "Вычислительные машины и системы".

1990 г . кафедра "Начертательная геометрия и графика" была переименована в кафедру "Инженерная графика".

Октябрь 1990 г. организован "Факультет повышения квалификации" (ФПК). В ноябре состоялся первый выпуск слушателей-мастеров завода ВЭМ, прошедших повышение квалификации по теме "Совершенствование управления и организации производства в новых условиях хозяйствования с использованием средств вычислительной техники".

Одним из основных направлений работы втуза в начале 90-х годов было преобразование имеющейся традиционной подготовки студентов "массовым потоком " в дифференцированную подготовку со специальностями по заказу предприятий. Первоначально было решено, оставив две базовые специальности 1201 и 2201, ввести широкий спектр специализаций, начиная с вопросов экономики, организации производства, углубленного знания иностранного языка и заканчивая "узкими" специальными вопросами, касающимися науки и техники. В условиях рынка это позволяло повысить заинтересованность предприятий в кадрах и сохранить контингент студентов завода-втуза.

В феврале 1991 г. на Совете был поставлен вопрос о введении новой специализации - "инженер-механик - организатор производства".

В 1993 г . был осуществлен набор по двум новым специальностям :«организатор производства» и «экономист». Ряд предприятий г. Пензы - Радиозавод, Часовой, ТПА, Компрессорный, "Эра" - оказали поддержку втузу в открытии этих специальностей.

В октябре 1993 г . для курирования новых специальностей были организованы два цикла: цикл "Информационные системы в экономике" при кафедре ВМС под руководством доцента В.В.Пикулина и цикл "Менеджмента и экономической теории" при кафедре ЭГН под руководством доцента В.М.Фролова.

С 1990 года на базе завода-втуза начали работать подготовительные курсы, а 1996 году открыто подготовительное отделение. Система довузовской подготовки абитуриентов Пензенского технологического института, которая включает в себя подготовительные курсы, школу технических знаний (ШТЗ), предварительные испытания, рекламно-разъяснительную работу, организацию целевого приема профессионально подготовленных абитуриентов (выпускников средних специальных учебных заведений), проведение олимпиад и конкурсов, заслуживает особого внимания. В последние годы выявилась яркая тенденция увеличения слушателей, особенно долговременных, подготовительных курсов.

Школа технических знаний - это развитие идеи использования факультативных классов для подготовки абитуриентов; в нее принимаются школьники, которые планируют получить в будущем инженерное образование. Кроме подготовки по физике и математике по взаимосогласованным программам, школьники проходят специальную подготовку с учетом их будущей профессии.

В 1993 г . ряд абитуриентов были приняты в завод-втуз по договорам с предприятиями: от завода ВЭМ - 19 ч-к, Радиозавода - 15, ТПА - 10, ЗИФ - 7, Часового завода - 7, Компрессорного - 5, Пензмаш - 4, Текстильмаш - 4. Договорная форма подготовки инженеров использовалась втузом еще с конца 80-х годов.

В 1993 году в заводе-втузе обучалось 1417 человек по 4 специальностям. Профессорско-преподавательский состав насчитывал 123 человека, 56% имели ученую степень и звание. По-прежнему к учебному процессу привлекались ведущие специалисты промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов, многие из которых являлись выпускниками втуза: главный инженер ВЭМ В.А.Ревунов, начальник отделения НИИВТ А.С. Цофин, глав.технолог НИИММ Т.М. Пушкарев и др.

Государственные экзаменационные комиссии 1990-1993 гг. отмечали, что темы дипломных проектов втузовцев остаются тесно увязанными с реальными потребностями промышленности, а сами проекты выполняются, как правило, для нужд конкретных предприятий, при этом студенты имеют отличные условия не только для учебы, но и для успешных занятий научно-исследовательской работой, спортом, художественной самодеятельностью.

В 1993г . по ходатайству ректората втуза Ученый Совет Пензенского государственного технического университета принял решение о переименовании втуза в Пензенский технологический институт . В начале 1994 г. это решение утвердил Государственный комитет РФ по высшему образованию.

Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 9 февраля 1994 г. №115 завод-втуз переименован в Пензенский технологический институт (завод-втуз), филиал Пензенского политехнического института (ныне Пензенского государственного университета).

6 марта 1994 года Пензенский технологический институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности № 16Г-592. В соответствии с этой лицензией и приказом Госкомвуза РФ от 25 апреля 1994 г. были изменены коды и названия некоторых специальностей и их учебные планы. ПТИ с этого времени готовил специалистов по двум экономическим специальностям:

  • экономика и управление на предприятиях машиностроения;
  • информационные системы в экономике.

Подготовка студентов по новым специальностям наборов 1993 и 1994гг. велась по переходным учебным планам. Преподавателями за эти годы были разработаны учебные программы по всем основным дисциплинам.

С 1 сентября 1995 г. с целью улучшения подготовки студентов и координации учебного процесса по экономическим специальностям циклы "Экономическая теория и менеджмент" и "Автоматизированные системы в экономике" были преобразованы в кафедры "Экономическая теория и менеджмент" и "Автоматизация информационных систем и технологий". Заведующими кафедр были назначены соответственно к.т.н., доцент В.М.Фролов и к.т.н., доцент В.В.Пикулин. Перед новыми кафедрами стояла важнейшая задача по разработке тем дипломного проектирования, обеспечения студентов методическими и учебными пособиями. Ряд преподавателей кафедр прошли повышение квалификации в школах бизнеса при ведущих университетах мира, в частности на курсах Открытого Университета Великобритании.

В 1994г. в ПТИ была открыта новая специальность "Автоматизация технологических процессов и производств". Главным заказчиком инженеров по этой специальности является АО "Пензэнерго". Выпускающей кафедрой стала кафедра "Периферийные средства вычислительной техники".

В марте 1995г . Ученый Совет Пензенского технологического института обратился с ходатайством в Госкомвуз РФ об открытии специальности "Математические методы и исследование операций в экономике". Первый набор по данной специальности был осуществлен в 1995 г. Кафедра "Высшая и прикладная математика" была преобразована в выпускающую по специальности 0618.

В 1995-1996гг. академик В.К. Марьин возглавил организованный на кафедре "Физика и химия" цикл "Экология". Преподавателями цикла был проработан вопрос о целесообразности подготовки специалистов по специальности "Инженерная защита окружающей среды ". В 1996г. на цикле экологии была открыта аспирантура по специальности "Экономика, природопользование окружающей среды". С этого же года на базе ПТИ было решено проводить постоянно действующий научно-технический семинар "Экологическая безопасность регионов России" с обязательным изданием тезисов докладов под руководством профессора В.К. Марьина.

В отдельных специальностях были выделены специализации . В частности, к специальности 1201 - три специализации: "Безопасность жизнедеятельности на предприятии", "Проектирование технической оснастки", "Стандартизация и сертификация". А на специальности "Автоматизация технологических процессов и производств" открыты две специализации: "Автоматизация технико-экономических процессов" и "Автоматизация технологических процессов".

В 1996г. ПТИ получил право подготовки специалистов по системе "экстернат" по большинству специальностей

В 1997г. в ПТИ была открыта специальность "Машины и аппараты пищевых производств " под руководством к.т.н., доцента Б.А.Чагина.

В 1998г. в ПТИ образовался экономический факультет, деканом которого был избран к.т.н., доцент В.М. Фролов.

В 1999 году в институте открывается уникальная специальность "Профессиональное обучение ", что теперь дает возможность готовить специалистов-педагогов. Решением УМО в институте открываются специализации: «Профессиональное обучение - вычислительная техника»; «Профессиональное обучение - технология и оборудование механосборочных производств»; «Профессиональное обучение - экономика и управление на предприятиях машиностроения».

В 1997г . был образован факультет довузовской и послевузовской подготовки (ФДПП), деканом которого стал доцент В.М. Фролов. Здесь впервые стали применяться элементы дистанционного обучения, основанного на компьютерных технологиях.

В 1998г. Институт аккредитован в составе Пензенского государственного университета. и прошел лицензирование в 1999 г. по 11 специальностям высшего профессионального образования.

С сентября 1996г. началось обучение учащихся школ по дистанционной форме. В основу построения методики, подобного обучения был положен блочно-модульный подход, который предусматривает организацию дисциплин из отдельных циклов образовательного стандарта в учебные блоки-модули, объединяющие логически связанные дисциплины. Каждый модуль должен состоять из учебных пособий, включающих необходимый теоретический материал, практические задания, элементы обратной связи, помогающие обучаемому оценить степень усвоения материала, и при необходимости вернуться к учебному пособию или обратиться к преподавателю. Кроме того в него должны войти аудио-видео материалы, компьютерные программы. Разработка методических рекомендаций по структуре и содержанию учебных модулей продолжается в ПТИ и в настоящее время.

Первая группа слушателей дистанционного обучения была набрана в поселке городского типа Неверкино . В этом поселке расположены механические мастерские одной из частных фирм, у которой появилась необходимость подготовить около 30 инженеров. Фирма согласилась оплачивать труд преподавателей по обучению. Институт оборудовал в Неверкино компьютерный класс, где обучаются студенты.

В 1998г . группы дистанционного обучения от ПТИ были набраны в г.Каменке, Кузнецке, Никольске, Сердобске . В институте полным ходом идет разработка методических материалов и учебников для дистанционного обучения. Как показывает зарубежный опыт, дистанционный метод обучения в условиях компьютерной революции является более доступным и дешевым, нежели традиционные формы обучения.

В 90-е годы в ПТИ наблюдается значительный рост числа преподавателей с учеными степенями и званиями . Если в 1990 г. во втузе работал только один доктор наук, то уже в 1995 г. в ПТИ насчитывалось 7 докторов наук, профессоров.

В 1998-1999гг. в ПТИ работают 10 докторов наук, профессоров, 4 академика: В.Б. Моисеев, В.К. Марьин, В.И .Левин и В.В. Рыжаков. В институте более 60% преподавателей имеют ученую степень и звание. Значительно возрос уровень научно-исследовательских работ. В институте действует несколько аспирантур, благодаря чему студенты имеют возможность продолжать исследовательскую деятельность и после окончания вуза на более высоком уровне.

Немалую роль в становлении и развитии института, обеспечении учебного процесса всем необходимым нужно отвести работе хозяйственных подразделений . В прошлые годы административно-хозяйственной деятельностью успешно руководил Блинов Василий Матвеевич, Губин Петр Иванович, Евтеев Василий Александрович, Синягин Виктор Петрович.

В феврале 1996 года проректором по АХР назначен Марюткин Виктор Андреевич , который зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом, добросовестно исполняющий свой служебный долг, проявляя при этом инициативу, настойчивость. Он уделяет постоянное внимание созданию необходимых условий для проведения учебного процесса, развитию и укреплению материально-технической базы, рациональному использованию ресурсов и финансовых средств, организации питания студентов и сотрудников, соблюдению санитарно-гигиенических норм и эстетическому оформлению здания, территории и помещений института.

Увеличение конкурса в ПТИ привело к активизации его общественной жизни.

Осенью 1996 года в ПТИ была создана команда КВН . Ее, фактически первое выступление в апреле 1997 г., не осталось незамеченным. На "Студенческой весне-97" технического университета команда смогла заявить о себе уже более громко. Съемочная группа 11 канала Пензенского ТВ сделала репортаж о молодой команде, и о ней узнал весь город.

Осенью 1997 года команда, уже получившая название "ПТИцы", приняла участие в играх городской лиги КВН. Заняв на отборочном фестивале 2-е место, "ПТИцы" получили право играть в лиге мастеров г.Пензы. Возглавлял команду Андрей Тахмазян. "ПТИцы" принимают участие в ежегодном фестивале команд КВН, проводимом в драмтеатре.

Под непосредственным руководством КВН-щиков в ПТИ были организованы в 1998 г. ,,День первокурсника,,, новогодний концерт. В "Юморине 99" "ПТИцы" поразили зрителей свежестью и новизной предложенных идей.

Весной 199. в ПТИ, впервые за его историю, прошел межфакультетский конкурс художественной самодеятельности "Студенческая весна-99 ". Концерты оставили прекрасное впечатление у студентов и сотрудников института.

2000г. создается факультет общественных профессий , где студенты ПТИ бесплатно получают дополнительную общественную профессию 





Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2003 г. №1873 создана Пензенская государственная технологическая академия на базе Пензенского технологического института путем слияния Пензенского химико-технологического техникума, профессионального лицея № 4 и профессионального училища № 14.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013г. №442 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенская государственная технологическая академия» переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный технологический университет» (ПензГТУ).

Сегодня ПензГТУ – это:

  • перспективные и востребованные на рынке труда специальности;
  • широкий выбор образовательных программ;
  • инновационные образовательные технологии;
  • все формы обучения;
  • опытные преподаватели-практики;
  • интересная студенческая жизнь.
Пензенский государственный технологический университет
Адрес: 440039, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11
Телефон: +7 8412 49–54–41, Факс: +7 8412 49–60–86
Электронная почта: rector@penzgtu.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.