1. Бизнес-школа «START-Парк Пенза»

START-Парк – это «фабрика» по производству инновационных предприятий, в основе которой лежит технология коммерциализации результатов научно-инновационной деятельности, вобравшая лучший зарубежный опыт и много лет кропотливого труда по его адаптации к российской действительности.

Основная цель проекта – реализация инновационного потенциала студентов, аспирантов и ученых ПензГТУ через научно-проектную деятельность.

Проект «START-Парк Пенза» включает в себя следующие механизмы: проектный кампус, поиск и генерация идей, бизнес-школа, предпринимательский университет. Рассмотрим каждый механизм более подробно.

Проектный кампус – виртуальная (сайт) и реальная площадка, объединяющая активную молодежь ПензГТУ в самых разных областях науки, техники и технологий. В рамках кампуса регулярно проводятся различные мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность (лекции и мастер-классы бизнесменов, управленцев и ученых; дискуссии, презентация и обсуждение проектов, аукционы проектов; стартап-уикэнд – мероприятие выходного дня, где идеи доводятся до уровня прототипа) и их дальнейшее сопровождение.

Поиск и генерация идей – проведение конкурсов научных и инновационных идей и проектов для будущих малых инновационных предприятий; материальное стимулирование авторов лучших идей и их научных руководителей; дискуссионные площадки для обсуждения и анализа современных технологий и разработок.

Бизнес-школа ПензГТУ – важнейший механизм развития инновационного потенциала молодежи. Ее слушателями являются студенты, аспиранты и сотрудники вузов региона, прошедшие предварительный отбор и контрольные испытания. В роли тренеров выступают представители бизнеса региона и страны. Занятия проходят еженедельно и проводятся в форме тренингов, мастер-классов, круглых столов и пр. Используются такие методы обучения, как мозговой штурм, кейс-метод, метод проектов и пр.

Обучение в бизнес-школе позволяет ее слушателям получить начальные навыки организации и ведения собственного бизнеса, апробировать свои идеи, принять участие в разработке и реализации научно-инновационных проектов.

Всего организовано и проведено более 30 занятий с бизнес-тренерами.

В результате 10 человек стали выпускниками первой бизнес-школа «START-Парк Пенза» в ноябре 2012 года.

 

2. Внутривузовский конкурс «Дни студенческой науки»

Конкурс в течение семестра и включает следующие мероприятия:

1. Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы науки и образования».

В рамках данной конференции за каждый доклад участник (студент) получает 6 баллов. Если в докладе несколько авторов, то количество баллов делится пропорционально между ними.

Дополнительно победителям и призерам добавляется 15 баллов – за первое место, 10 баллов – за второе место, 5 баллов – за третье место.

2. Проведение кафедрами научного мероприятия со студентами «Встреча с наукой».

В рамках данного мероприятия каждая кафедра организует и проводит:

– презентацию научных направлений кафедры;

– знакомство с научными руководителями;

– представление разрабатываемых научных проектов, в которых могут принять участие студенты.

Каждый студент, исходя из своих научных интересов, имеет право посетить данные мероприятия согласно утвержденному кафедрами графику, который размещается на официальном сайте академии.

Студент получает 2 балла за участие в каждом мероприятии. Дополнительно 3 балла начисляются, если студент записался к научному руководителю для выполнения научно-исследовательской работы, результаты которой должны быть представлены на отчетной конференции.

3. Конкурс «Банк студенческих идей».

В конкурсе «Банк студенческих идей» могут принять участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов академии всех форм обучения. Идеи представляются в рамках следующих научных направлений:

а) технические науки;

б) гуманитарные науки;

в) социально-экономические и общественные науки;

г) естественные науки.

«Банк студенческих идей» проводится в два этапа:

1) представление идей. Заявка должна содержать информацию об авторе, полное название идеи, краткое описание. За каждую идею присваивается 5 баллов. Если авторов идеи несколько, то 5 баллов делятся пропорционально между ними.

2) защита идей. Проводится в формате презентационного доклада в рамках выбранного научного направления. На презентацию каждой идеи отводится до 5 мин. Экспертное жюри присваивает автору (или авторскому коллективу, если авторов несколько) каждой идеи дополнительно от 1 до 5 баллов на основании следующих критериев:

·                   проблема, на решение которой направлена идея;

·                   наглядность презентации;

·                   научная новизна излагаемого материала;

·                   ясность и логичность изложения.

В рамках данного конкурса выбирается лучшая идея по каждому научному направлению среди студентов 1, 2, 3 и 4 курсов соответственно, авторы которых награждаются дипломами.

4. Конкурс «IQ-спринт».

Конкурс «IQ-спринт» представляет собой интернет-викторину, проводимую на образовательном портале ПензГТУ Moodle. На решение 20 вопросов отводится 60 мин. За каждый правильный ответ студент получает 1 балл. Пять лучших студентов награждаются дипломами.

Подведение итогов Конкурса осуществляется на основании подсчета количества баллов, набранных участниками.

Общий личный рейтинг студентов определяется путем суммирования баллов, набранных в 4 мероприятиях Конкурса. Лучший студент каждой специальности каждого курса награждается дипломом.

Рейтинг группы студентов рассчитывается как среднеарифметическое значение баллов, набранных студентами данной группы. На каждом факультете определяется лучшая студенческая группа каждого курса, которая награждается дипломом.

Лучшие 30 студентов в общем личном рейтинге Конкурса награждаются дипломами и рекомендуются к назначению на повышенную государственную академическую стипендию.

 

3. Выездная школа научного актива «Олимп» (в рамках школы актива Студенческого Конвента)

В рамках выездной школы команда студентов проходит интенсивную подготовку, получая личностный рост и развитие.

Программа школы научного актива «Олимп – 2012»:

– Лекция «Как принять участие в научных мероприятиях?»

– Лекция «Как написать научную статью»

– Мастер-класс «Организация научных мероприятий»

– Мастер-класс «Защита интеллектуальной собственности»

– Мастер-класс «Основы ТРИЗ»

– Бизнес-игра «Инновационная команда»

– Решение кейсов (разработка проекта)

Программа школы научного актива «Олимп – 2013»:

– Презентация-знакомство «Очень приятно, Кампус»

– Теоретический блок «Интерактивные научные мероприятия»:

– Практический блок «Разработка интерактивного научного мероприятия»

– Теоретический блок «Что такое Start-up

– Теоретический блок «Откуда берутся идеи?»

– Теоретический блок «7 вопросов инвестора»

– Деловая игра «Проект требует оценки!»

– Практический блок «Разработка проекта».

– Практический блок «Упаковка проекта».

 

4. Стажировочные площадки «Современные технологии в проектной деятельности» (совместно с Рекламно-информационным отделом и Приёмной комиссией)

Более 200 школьников приняло участие в работе стажировочных площадок.

В течение нескольких дней они знакомились с основными научными направлениями университета, получали методологические знания в области проектной деятельности, учились ставить проблемы и предлагать их решения в качестве проекта.

 

5. Предпринимательский университет

Предпринимательский университет – механизм, предполагающий выполнение студентами курсовых работ по экономическим и техническим дисциплинам в виде разработки реальных научно-инновационных проектов.

Лучшие из проектов были представлены бизнес-тренерам «Старт-Парк Пенза»:

·                     Малыгину Л.Л., генеральному директору Северо-Западного центра венчурных инвестиций;

·                     Герасимову С.А., директору ОАО «Горинвестстрой»;

·                     Савкину И.А., генеральному директору ООО «НПП «Техноком»;

·                     Доду Б.Р., директору по развитию НПП «Техноком».

Все проекты получили экспертную оценку от бизнесменов и рекомендации для дальнейшей реализации.

Все участники были награждены дипломами, а победители и денежными премиями:

1 место – проект «Device For Search» (автор – Ирина Петрова, группа 10СИ).

2 место – проект «ЛитКафе» (авторы – Ксения Бокарева, Алексей Зябликов, группа 10ЭМ1).

3 место – проект « База отдыха «Деревенька» (автор – Максим Росеев, группа 10СИ).

Благодарственными письмами ректора были отмечены преподаватели, осуществляющие руководство данными проектами:

– Ильясова Анжела Владимировна, к.э.н., доцент кафедры ПЭ.

– Павлов Александр Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры ПЭ.

– Юрасов Игорь Алексеевич, д.э.н., зав. кафедрой ЭМ.

Консультантами по разработке старт-апов были выпускники первой бизнес школы «Старт-Парка» на базе ПГТА:

– Вострокнутов Евгений Владимирович, ст. преподаватель кафедры Пед/П;

– Кулямин Олег Васильевич, начальник ЦМИТ;

– Магасумов Артур Камильевич, инженер ЦМИТ;

– Харлашкин Сергей Александрович, ассистент кафедры ПП.

 

6. Интеллектуальный марафон

Интеллектуальный марафон проходит в 2 этапа: отборочный тур и финал.

Отборочный тур проводится в форме игры, состоящей из трёх раундов по 30 вопросов в каждом и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 6 тем по 5 вопросов.

Команда-победитель отборочного тура проходит в финал, который состоит из двух этапов:

1 этап – «Супер-блиц»;

2 этап – «Аукцион инноваций».

На первом этапе командам задаются 20 вопросов из разных областей знаний, на которые команды должны ответить письменно

Второй этап представляет собой защиту командой инновационных идей по двум из следующих направлений:

1.       Инновации за партой.

2.       Инновации в быту.

3.       Инновации в сфере услуг.

4.       Экоинновации (экологические).

5.       Агроинновации (агропромышленные).

6.       Информационные инновации.

7.       Туристические инновации.

8.       Городские инновации.

9.       Студенческие инновации.

10.  Социальные инновации.

На защиту одной инновационной идеи каждой команде отводится не более 3 минут. Представленная на защиту инновационная идея оценивается экспертным жюри по следующим критериям:

·     проблема, на решение которой направлена идея;

·     наглядность презентации;

·     научная новизна излагаемого материала;

·     ясность и логичность изложения.

В данном проекте участвуют не только студенты ПензГТУ, но и учащиеся школ г.Пензы.

 

7. Конкурс «Генератор идей»

Внутривузовский конкурс «Генератор идей» проводится с целью вовлечения молодежи в проектную и научно-инновационную деятельность, формирование проектных команд, а также выявления и поддержки талантливых обучающихся вуза.

В конкурсе «Генератор идей» могут принять участие студенты всех курсов и направлений подготовки. Идеи представляются в рамках следующих направлений:

а) новая техника и технологии;

б) пищевая инженерия;

в) биомедицинская техника;

г) биотехнологии и химические технологии;

д) экология;

е) педагогика и психология;

ж) экономика и бизнес;

з) информационные технологии;

и) другое.

Конкурс проводится в два этапа:

1) Подача заявки. Заявка должна содержать информацию об авторе (авторах), полное название идеи, краткое описание.

2) Обсуждение идей. В обсуждении участвуют руководители направлений Студенческого научно-проектного Кампуса и приглашенные эксперты.

Авторы представляют свою идею в течение 2 минут в виде презентации с последующей дискуссией. Данный этап проводится по направлениям Конкурса.

Идеи оцениваются по следующим критериям:

– актуальность проблемы, на решение которой направлена идея;

– востребованность рынком;

– социальный эффект;

– оригинальность идеи.

 

8. Премия для поддержки талантливой молодежи в области науки и инноваций (совместно с лабораторией Научно-исследовательской работы студентов)

На основании портфолио студентов за календарный год был проведен конкурс для поддержки талантливой молодежи в области науки и инноваций, по результатам которого лучшие 30 студентов получили дипломы и денежные премии.

 

9. 4 победителя конкурса «У.М.Н.И.К. – 2012».

 

10. Участие в мероприятиях

– Первый Международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего» (г.Иркутская область).

– Национальная научно-техническая конференция (МГТУ им.Н.Э. Баумана, г.Москва).

– Х Красноярский экономический форум (г.Красноярск).

– V международный молодежный управленческий форум «АТР  2013. Алтай. Точки Роста» (Алтайский край).

– Всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (г.Ростов-на-Дону).

– Форум Приволжского федерального округа «iВолга-2013» (Самарская область).

– Конкурс «Startup Сабантуй!» (Технопарк в сфере высоких технологий IT-парк, г.Набережные Челны).

11. Награды

– Лауреат Всероссийского конкурса в сфере развития органов студенческого самоуправления «Студенческий Актив» в номинации «Лучший проект в сфере развития научно-исследовательской деятельности студентов» (г.Москва, 2012).

– Диплом III степени в номинации «Лучший проект в сфере поддержки и популяризации научной деятельности» на Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования», проводимого Росмолодежью и Министерством образования и науки РФ (г.Москва, 2013).

Пензенский государственный технологический университет
Адрес: 440039, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11
Телефон: +7 8412 49–54–41, Факс: +7 8412 49–60–86
Электронная почта: rector@penzgtu.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.