Месяц на дистанте: плюсы и минусы образовательного процесса. Часть 2: Преподаватели

10 апреля 2020 

Часть 2. Преподаватели

Элементы дистанционного образования давно и прочно вошли в жизнь студентов и преподавателей ПензГТУ – образовательный портал позволяет размещать и теоретические, и практические материалы, вести контроль студентов по модулям в семестре, общаться в режиме онлайн. Правда, полностью обучение в дистанционном формате проходит в вузе только на базе Института дополнительного профессионального образования.
Но жизнь внесла свои коррективы. О том, как изменился процесс обучения, студенты рассказали в предыдущей статье. А как с необходимостью полностью перейти на дистанционные технологии мирятся преподаватели? Какие плюсы и минусы работы на «удалёнке» увидели они?

Анна Коростелева, проректор по научной работе, доцент кафедры «Биотехнология и техносферная безопасность»

«Наверное, главный плюс – это возможность для преподавателя не терять драгоценное учебное время и делиться знаниями даже в условиях самоизоляции, а для студента – самостоятельно определять график своей работы. К плюсам отнесу и доступность учебных материалов – у нас на кафедре они расположены на платформе moodlе. Кроме того, в университете открыт  бесплатный доступ к курсам ведущих вузов России. Мы подключены к национальной платформе «Открытое образование». Безусловным плюсом является индивидуальный подход к обучающимся: у преподавателя больше времени для ответов на вопросы, разборы интересующих ситуаций, кейсов.
Но есть и очевидные минусы. Во-первых, возникают трудности с проведением лабораторных и практических занятий. Конечно, возможно использование симуляторов и моделирования в компьютерной среде, но часто этого не достаточно. Во-вторых, снижен преподавательский контроль, а не каждый студент способен на постоянный самоконтроль, который требует к тому же и сильной мотивации от обучающегося. Ну и, конечно, не хватает и преподавателям, и студентам живого общения и насыщенной студенческой жизни, которая является яркой частью обучения в вузе».

Максим Колодяжный, старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения»

«Минусы:
1) Не все студенты всерьез воспринимают дистанционную систему, поэтому посещаемость курсов оставляет желать лучшего.
 2) Написать дольше и сложнее, чем рассказать во время живого общения. Формат вебинара – это речь от первого лица, с попутными вопросами студентов. Учитывая специфику преподаваемых мною дисциплин, мне легче сесть за компьютер к студенту, когда у него что-то не получается, и показать ему, как лучше сделать. Если это пересказывать, то получается долго, сложно, не всегда понятно.
3) Необходимо серьезно дорабатывать образовательную среду вуза, особенно организацию коммуникации. Интенсивное дистанционное общение показало, что чат и форум портала не отвечают требованиям студентов, поэтому ребята чаще пишут мне в ВК (социальная сеть «ВКонтакте») и я им там отвечаю.
Плюсы: это уютная домашняя обстановка при проведении занятий и отсутствие временных затрат на перемещение между работой и домом».

Дмитрий Трокоз, доцент кафедры «Вычислительные машины и системы»

«Основной плюс удаленной работы – это возможность оперативно отвечать на возникшие у студентов вопросы. На аудиторных занятиях они могут задать их раз в неделю, при дистанте – в любое удобное время. Другой плюс – это возможность выполнения лабораторных работ (по дисциплинам, где требуется только наличие ПК и не требуется специфического оборудования) опять же в удобное для студента время, когда он наиболее работоспособен. Третий плюс удаленной работы состоит в том, что студенты становятся более самостоятельными, учатся правильно планировать свое время.
Главный же минус удаленной работы – снижение уровня контроля за ходом учебного процесса. Отсюда вытекает второй минус – это требование к наличию у студентов высокого уровня самоорганизованности, что характерно далеко не для всех людей. Третий минус – невозможность проведения лабораторных работ с применением специфического оборудования. Это переводит ряд дисциплин исключительно в теоретическую плоскость, что сказывается на качестве практических умений и навыков».

Валерий Люсев, заведующий кафедрой «Педагогика и психология»

«Большой плюс – это совершенствование процесса обучения, новый этап его развития. Несмотря на то, что на образовательном портале в полном объеме были размещены и использовались в учебном процессе теоретические материалы и практические задания, выполнялось контрольное тестирование, в условиях полного дистанционного обучения потребовался новый взгляд на свои дисциплины. Практически все преподаватели кафедры педагогики и психологии перестраивают свои задания, чтобы можно было оптимально организовать и контролировать учебную работу студентов. Многие по-новому взглянули на свои лекции, насытив их видео и иллюстративным материалом.
Среди очевидных минусов – работа интернета. Это главная проблема. Днем, когда все учатся или работают на удалёнке, интернет-провайдеры не справляются с нагрузкой. Сегодня (09.04) много наших студентов и преподавателей не смогли выйти на образовательный портал и сайт. Вызывает сложность и ограниченность бесплатных ресурсов для проведения, например, зачетов или экзаменов в режиме видеоконференции. Так, на zoom бесплатны только 40 минут конференц-связи.
Для обучающихся большой плюс состоит в том, что каждый выполняет задания и отвечает на вопросы в режиме реального времени, не удается отсидеться на последней парте. Я считаю, что просто заочное обучение на поверку оказалось проще, чем дистанционное обучение».

Владимир Юранов, старший преподаватель кафедры информатика

«О плюсах умолчу, они ясны, наверное, многим. Из минусов отмечу меньший контроль выполнения лабораторных работ, затруднительно организовать диалог при защите отчетов. Не всегда возможно в привычном формате проводить лекции, но тут от преподавателя, наверное, зависит. По сути получается дополнительная нагрузка на преподавателя в том плане, что необходимо переформатировать все материалы каждого занятия по каждому предмету, готовить тестовые задания по каждой теме, для того чтобы понять, кто занимается, а кто нет. При очной форме с применением элементов дистанционного обучения все это было видно при простом диалоге на лекционных и лабораторных занятиях».

Таисия Новинская, доцент кафедры «Перевод и переводоведения»

«Если говорить о минусах, то в первую очередь отмечу колоссальные временные затраты, в несколько раз превышающие учебные часы в вузе. Связано это в первую очередь с постоянной проверкой работ по каждой теме и консультированием студентов в режиме 24/7. Ну и, конечно, приходится искать новые технические возможности для организации полноценного обучения студентов по моим дисциплинам. Хотя, наверное, это скорее плюс – совершенствую методику работы на портале, в новых возможностях которого помогают разобраться специалисты управления информатизации. Да, многое уже применялось нами, особенно в плане промежуточного контроля знаний, но сейчас портал стал основным средством коммуникации между мною и студентами во время образовательного процесса».

Итак, необходимость работать в дистанционном формате не стала для преподавателей сложной преградой в реализации образовательных задач. Кроме того, дистант позволил профессорско-преподавательскому составу университета увидеть преимущества и недостатки работы образовательного портала вуза, пересмотреть формат используемых заданий или поменять методику их выполнения. В любом случае, «удалёнка» прибавила работы, но при этом объединила преподавателей и студентов в желании чаще видеться, так что после самоизоляции студенческих прогулов будет меньше!


Пензенский государственный технологический университет
Адрес: 440039, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11
Телефон: +7 8412 49–54–41, Факс: +7 8412 49–60–86
Электронная почта: rector@penzgtu.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.