Месяц на дистанте: плюсы и минусы образовательного процесса. Часть 1: Студенты

8 апреля 2020 

Часть 1. Слово студентам

Почти месяц студенты и преподаватели ПензГТУ работают в дистанционном режиме. И хотя информационная электронная образовательная среда в нашем вузе используется уже более 20 лет – сначала это были электронные учебники на дисках, потом был создан образовательный портал – полностью оценить все возможности и недостатки обучения с использованием информационных ресурсов студенческий коллектив и профессорско-преподавательский состав технологического университета смог сейчас, во время всеобщей самоизоляции.
Чем интересен такой опыт? Какие плюсы в дистанте видят участники образовательного процесса? Что вызывает отрицательные эмоции в работе/учебе на «удаленке»? Поделиться своими наблюдениями мы попросили студентов и преподавателей ПензГТУ, попросив назвать плюсы и минусы дистанционного обучения.
Итак, слово студентам. Поскольку говорить они будут не только о положительных моментах, но и об отрицательных, а отношение к критике часто субъективно, мы публикуем только имена наших респондентов, указав факультет и курс.

Наталья, ФБТ, 4 курс бакалавриата

«Из плюсов, наверное, главный – это все-таки доступность. Обучаясь дистанционно, мы получаем знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно дома или на даче — в общем, везде, где только есть интернет. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения. К тому же большую часть материала мы осваиваем самостоятельно. А значит, время для занятий выбираем сами. Для людей, которые предпочитают жить в нестандартном графике, дистанционное обучение — настоящая находка. Также эта форма образования хорошо сочетается с работой (правда, самоизоляция сейчас этому очень мешает). Как правило, время онлайн-учебы можно легко подстроить под практически любой рабочий график.
А что же из минусов? К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Также минусом, наверное, будет являться нехватка общения: все-таки общаясь с преподавателем лично, получая знания, студент намного лучше усваивает всю информацию. Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя — минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу студенту может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует сильной мотивации и жесткой самодисциплины».

Анастасия, ФПТ, 1 курс бакалавриата

«Единственный плюс дистанционного обучения, который я для себя отметила, — я сама могу выбрать время, когда хочу заниматься определённым предметом. Мне не нужно каждый день вставать рано, чтобы отчитаться по какому-либо предмету. А еще, что тоже важно, мне не нужно тратить деньги на проезд, ведь раньше я каждый день ездила с другого конца города.
Среди минусов отмечу:
1. Преподавателей, которые оповещают хоть каким-то образом о домашнем задании, можно сосчитать на пальцах одной руки. Мы сами должны контролировать, когда и во сколько нам откроют тесты, выполнение которых строго ограничено по времени.
2. Лично для меня очень трудно учиться, когда ничего не объясняют в живом общении. Ты просто получаешь информацию, и со всем этим шквалом информации приходится разбираться самой. Особенно ощутимо это на примере физики — вузовской физики. Это действительно сложно — полностью самостоятельно освоить.
3. Преподаватели не всегда сразу отвечают на вопросы, а есть и такие, которые вроде отвечают на вопрос, но при этом он остается не до конца разъясненным. Это очень трудно, правда. В формате практического, не дистанционного обучения такого не бывает. И я очень бы хотела вернуться в университет, потому что сейчас мои результаты по сравнению с прошлым семестром заметно ухудшились».

Руслан, ФПТ, 2 курс бакалавриата

«Буду краток. Плюсы:
1. Можно общаться с одногруппниками во время лекции
2. Учеба на дому намного удобнее
3. Занятия не каждый день
4. Есть большой объём домашних заданий, поэтому есть чем заняться на самоизоляции
Из  главных минусов отмечу:
1. Система дистанта не готова к таким нагрузкам, когда все студенты и все преподаватели заходят на образовательный портал практически одновременно. Не справляются с такой нагрузкой и другие образовательные платформы. Обидно, что ты просто не можешь войти на них, а у тебя лекция или контрольный тест.
2. Некоторые занятия проходят в виде чата, поэтому мы можем спокойно общаться, пока преподаватель пишет то, что он хочет сказать, я понимаю, что мы можем просто сидеть и ждать, но все же жаль времени».

Александра, ФАИТ, 2 курс

«Минусы:
1) не хватает живого общения, как с преподавателем, так и с одногруппниками;
2) глаза устают больше обычного;
3) присутствую отвлекающие факторы (коты - собаки? родители? братья – сестры? холодильник?- прим.автора);
4) также не хватает студенческих мероприятий вуза.
Плюсы:
1) можно несколько раз разобрать одно и то же, если что-то непонятно, не мешая кому-то;
2) не получится проспать, так как все в шаговой доступности;
3) я в безопасности сижу дома;
4) меньше затрат (как по времени, так и по финансам) на дорогу».

Павел,  ФБТ, 1 курс магистратуры

«В качестве плюсов отмечу не нахождение на улице во время самоизоляции и ограничение контактов с людьми, возможность комфортно заниматься обучением дома. И кстати, хорошо, что дистанционное обучение активно вошло в нашу жизнь и стабильно функционирует.
Среди минусов — вынужденные ограничения из-за отсутствия интернета, или компьютера, или проблем в работе сайта. Ну и, конечно, живого общения с одногруппниками и преподавателями не хватает».

Игорь, ФПТ, 2 курс бакалавриата

«Плюсы:
1) Дополнительная информация из других источников: открыты образовательные курсы не только нашего, но и других вузов России.
2) Обучение в домашних условиях возможно, нужно грамотно планировать свой день. Совмещать приятное с полезным — отдых и учёбу.
3) Безопасность (в условиях распространения коронавируса).
Минусы:
1) Не по всем предметам есть задания для дистанционного обучения.
2) Ограниченность во времени (в рамках дополнительных курсов)
3) Трудность выполнения заданий без живого объяснения преподавателя.
4) Недостаточность реального общения с людьми».

Даниил, КТ ПензГТУ, 2 курс

«Плюсов в дистанционном обучении достаточно много. Во-первых, это возможность самостоятельно распределять свое время. Главное: сдавать все необходимые работы в срок. Во-вторых, не нужно ездить в учебный корпус, который находится далеко от дома. Достаточно лишь зайти на образовательный портал и выбрать нужный раздел. В-третьих, это спокойная обстановка. В любой момент можно устроить перерыв и немного отдохнуть.
Главным минусом дистанционного обучения является отсутствие личного контакта с преподавателем и однокурсниками. Это компенсируется возможностью в любой момент связаться с ними онлайн, но общение на практических занятиях намного продуктивнее. Еще один недостаток в том, что иногда трудно заставить себя заниматься в домашней обстановке. Также к минусам можно отнести отсутствие «живых» лекций, во время которых материал усваивается лучше всего».

Софья, ФБТ, 1 курс

«Думаю, что к положительным сторонам дистанционного обучения можно отнести то, что, не выходя из дома, студенты могут получать новую информацию и выполнять задания. Минусами считаю то, что до сих пор не все преподаватели и студенты (особенно младших курсов) могут разобраться с процессом обучения. Также тяжело происходит усвоение нового материала. И хотя и можно задать вопросы преподавателю, но в обычном режиме обучения это происходит более свободно: можно уточнять и добиваться понимания. К минусам отнесу и большой объём самостоятельной работы: почти весь материал приходится изучать самому, а на это уходит намного больше времени, чем обычно».

Даниил, ФАИТ, 2 курс

«К плюсам отнесу экономию денег (не нужно дополнительно тратиться на проезд, еду), удобную обстановку и свободный график обучения. Минусы серьезнее: количество домашних заданий увеличилось в 2 раза, не хватает живого объяснения теоретического материала, ну и ответа или комментария от преподавателя приходится ждать, иногда довольно долго, что исключено при непосредственном общении на обычных занятиях».

Подведем итог импровизированного опроса: дистант позволяет студентам планировать свое учебное время самостоятельно, экономит деньги и время, потраченные на дорогу до университета, позволяет неоднократно возвращаться к изучаемым темам, обеспечивает комфорт и безопасность во время самоизоляции. Но при этом большинство студентов предпочитает общению в режиме чата или видеоконференции живое общение в аудитории. К тому же есть вопросы и к технической части дистанта – наличию необходимых устройств и программ, а также к  качеству интернета.


Пензенский государственный технологический университет
Адрес: 440039, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11
Телефон: +7 8412 49–54–41, Факс: +7 8412 49–60–86
Электронная почта: rector@penzgtu.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.